Top.Mail.Ru

Закон иерархии. Биоэнергетика семьи

Закон иерархии

Закон иерархии (порядка)  - один из базовых законов существования семейных систем.

Автор системных расстановок Берт Хеллингер неоднократно иллюстрировал эффективность исцеления отношений в семье с помощью этого закона. Простой приём -  восстановление правильного порядка, наглядно  и мощно привносит новую энергию в отношения в роду и приносит облегчение всем членам семьи.

Описание закона

Кто пришёл в семейную систему раньше, имеет более высокий ранг в системе. Без родителей не было бы детей. Первый и самый важный подарок, который дети получают от родителей — это жизнь. После родители ещё многие годы заботятся о ребёнке, оберегают его, занимаются его воспитанием.

В некотором смысле ребёнок оказывается перед родителем в «неоплатном» долгу. Оплатить этот долг - это выразить родителям свою благодарность, а также самому стать взрослым, отделиться от родителей, создать свою собственную семью и передать полученное своим детям.

Это природный механизм передачи энергии жизни будущим поколениям. И это и есть правильный порядок.

Что происходит, когда закон иерархии нарушается? Давайте рассмотрим несколько примеров.

Высокомерие

Иногда дети считают, что было бы лучше, если бы у них были другие родители. Например, они должны быть более понимающими и поддерживающие, не критикующие и осуждающие, не такие строгие. Порой ребёнок стесняется или стыдится своих родителей, особенно если они  – алкоголики, наркоманы, преступники. Зачастую речь идёт о тех родителях, которые сдали своего ребёнка в детский дом. Или о тех, кто в пьяном угаре гонялся за ним с кулаками.

Принять и почитать таких родителей очень сложно, поэтому возникают обвинения и упрёки по отношению к ним. Ребёнок берёт на себя принятие решений за родителей, к примеру, он считает, что ему лучше знать, выходить маме замуж или нет, разводиться родителям или нет. Занимая такую позицию, дети часто считают, что лучше знают, как нужно жить.

Каковы же последствия этого?

Если ребёнок ставит себя выше родителей, то он полностью лишается поддержки родовой системы и энергии, которая течёт к нему через них. Он становится изолированным и опирается только на себя, переходит в режим выживания и полного самообеспечения. Этот подход приносит в жизнь ребёнка много сложностей, от низкой самоооценки до презрительного отношения к людям вообще.

Парентификация

Случается, когда ребёнок удочеряет или усыновляет своих родителей вследствие их тяжёлой хронической болезни или временной беспомощности. Тогда львиную долю своей жизненной энергии ребёнок начинает направлять на заботу о родителях, забывая о карьере, здоровье, личной жизни, зачастую пренебрегая потребностями  своих собственных детей.

Если в жизни таких людей возникают претенденты на брак, они отказываются от него и от предложений начать новую жизнь в другом месте, объясняя свой отказ тем, что они не могут оставить больного родителя. Проходит много лет и оказывается, что время создать свою собственную семью и завести детей безвозвратно ушло. Энергия рода пресекается, ведь наследников нет.

Триангуляция

Позиция, при которой ребёнок оказывается вовлеченным в отношения родителей, как равный им по статусу. Способствуют этому случаи, когда он становится свидетелем ссоры между родителями. Если один из родителей жалуется ребёнку на поведение другого или советуется с ним по вопросам брака.


Сюда же относятся высказывания типа: «Ладно, потерплю ещё пять лет, не буду разводиться… Вас, детей, нужно на ноги поставить...».  Или невинные вопросы: « Кого ты больше любишь, маму или папу?»  или « Ты больше хочешь братика или сестричку? ». Взрослые беседы о трудностях настоящей жизни нагружает ребёнка непосильной ответственностью за родителей и вовлекают в серьёзный внутренний конфликт.

Несмотря на вторичные выгоды подобных ситуаций, такие как чувство собственной значимости, важности, а иногда и превосходства,  для ребёнка возникают тяжелейшие последствия. Из-за непомерной ответственности и непреходящего чувства вины его собственная жизнь оказывается обделённой.

Символический брак

Достаточно часто в практике расстановок встречаются случаи, когда ребёнок играет роль символического супруга для родителя (чаще противоположного пола). Например, мать находится в незавершённом трауре по абортированным детям, у отца есть тенденция искать другую женщину для отношений, и брак начинает разваливаться. И дочь (это может произойти в любом возрасте), может оказаться вовлечена в отношения родителей. Находясь в роли символической жены отца, она предотвращает его уход из семьи, создавая для него такой необходимый эмоциональный комфорт. Они с отцом проводят много времени вместе, у них прекрасные отношения, и на первый взгляд, всё замечательно.

Но у дочери появляются две очень серьёзные проблемы.

Во-первых, возникают постоянные придирки со стороны матери, которая видит в дочери соперницу. А во-вторых, возникнут затруднения в своей личной жизни. Даже самые достойные потенциальные партнёры заведомо проиграют символическому мужу (отцу) в великодушии, силе, мужественности, щедрости.

Часто человек, находящийся в символическом браке с родителем, свои собственные отношения в браке считает пресными и тусклыми из-за путаницы ролей. Так как супруг(а) в лице родителя у него (неё) уже есть, ему (ей) от партнёра по браку нужна энергия и роль заботливого родителя.
Для партнёра по браку эта роль в большинстве случаев непосильна, рано или поздно человек истощается и брак оказывается под угрозой.

Подытожим

Во многих случаях нарушения закона иерархии ребёнок (независимо от возраста) не получает энергии от родителей, остаётся незрелым и несамостоятельным, остаётся привязан к родителям, не может по-настоящему от них отделиться и пойти в собственную жизнь, не может дать достаточной поддержки своим собственным детям и своему партнёру. Порядок оказываются перевёрнутым с ног на голову.

Решением, выходом из такой ситуации является чувство принятия и согласия с родителями такими, как они есть, глубокой благодарности по отношению к родителям за  то, что они дали ему жизнь.

Подлинная благодарность позволяет принять силу, которую нам дают родители, позволяет внутренне отделиться и начать жить собственной жизнью.

Если сын внутренне относится к отцу: «Ты больше, а я меньше, ты даешь, я беру. Того, что ты мне дал мне - достаточно. Я принимаю это как дар, и когда-нибудь сделаю из этого много хорошего, всем на радость» - он признает истинный порядок, и тем самым разрешает себе получать поддержку от родителей, ему открывается доступ к энергии всего рода, и он получает силу, необходимую для того, чтобы заботиться о своей семье и  детях.

Иногда  в системных расстановках по Хеллингеру применяются специальные приёмы для того, чтобы принятие родителей состоялось.

Например, расстановщик говорит ребёнку сесть на пол перед стоящей матерью и почувствовать разницу в ранге. Или разделить фигуру отца на две: «отец, на которого я обижаюсь» и «отец, которому я благодарен за жизнь».

Очень хорошо помогает принять родителей рассмотрение причин их тяжёлой судьбы. Когда мы видим, что им тоже не сладко пришлось, нам легче принять всё как есть. В случае тяжёлой обиды важно выговориться, рассказать о своей боли, о своей ране.

В некоторых случаях источником поддержки становятся не родители, а бабушки и дедушки, пращуры и другие предки.

Иногда само видение того, что за мамой и папой стоят их родители (бабушки и дедушки) выводит ребенка из парентификации. Вот цитата отражающая суть данного феномена:

«Мы — отражение своих родителей. Говоря им «да», мы говорим «да» самим себе. Это «да» не значит подчинение. Это «да» значит признание: «да» всему, что было, и всему, что есть. Более того, таким образом, мы говорим «да» и тем частям себя, которых не хотим осознавать. Ведь именно то, что мне не нравится в моих родителях, скорее всего, мне не нравится и в самом себе. Принимая родителей всем сердцем, мы выражаем любовь и самим себе.

Следуя закону иерархии,  есть только один способ по-настоящему примириться с собой — начать искренне уважать своих родителей. Это глубокий акт принятия, практически священнодействие, священный жест. Когда мы проявляем почтение и уважение по отношению к родителям, мы чтим не только отца и мать, но также и бабушку с дедушкой и всех остальных своих предков. Мы склоняемся в глубоком поклоне перед всем своим родом, перед теми людьми, благодаря кому мы живём.  Мы принимаем жизнь во всём её разнообразии и выражаем глубочайшее почтение самому источнику жизни.

Зарегистрируйтесь прямо сейчас и получите
доступ к бесплатным материалам

Зарегистрироваться
Вставьте перед закрывающим тегом